АЛГОРИТМ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ СПО С УЧЕТОМ ЗАПРОСОВ ОПК
В рабочую группу по обновлению основных профессиональных образовательных программ
СПО с учетом запросов работодателя могут быть включены:
– руководитель образовательной организации, заместитель/заместители руководителя
образовательной организации, отвечающие за содержание образования и контроль
качества образования;
– методические и педагогические работники образовательной организации,
– представители работодателя, в интересах которого обновляются ОПОП СПО.
Рабочая группа возглавляется представителем работодателя (в случае включения в
группу представителей нескольких работодателей, работодатели совместно выбирают
руководителя группы - представителя ключевого работодателя).
Количество и персональный состав представителей работодателя в рабочей группе
определяется организацией-работодателем, а представителей образовательной
организации – руководителем образовательной организации.
Может быть создана совместная рабочая группа с включением представителей нескольких
образовательных организаций, в случае если потребность работодателя в кадрах с
едиными требованиями к набору формируемых в рамках образовательной программы
компетенций не может быть обеспечена одной образовательной организацией.
Разработанная такой совместной рабочей группой образовательная программа принимается
к реализации во всех образовательных организациях - участниках рабочей группы и
может тиражироваться на другие образовательные организации.
Наименование должностей и общие характеристики специалистов, в подготовке которых нуждается работодатель;
- определение количественной потребности в специалистах;
- готовность принять студентов для прохождения практической подготовки;
- готовность организации раннего трудоустройства студентов (по срочным трудовым договорам);
- готовность включения оборудования предприятия в образовательный процесс (на базе предприятия или поставка в колледж);
- наличие лицензии на реализацию образовательных программ СПО, профессионального обучения и ДПО;
- готовность участия в независимой оценке качества подготовки выпускников;
- потребность в обучения (повышении квалификации) мастеров –наставников для организации производственной практики и практической подготовки студентов и др.
В «Модели компетенций выпускника» (Приложение 1)дается перечисление заявленных работодателем ОПК профессиональных компетенций (далее – ПК) выпускника по конкретной профессии/специальности.
В схеме «Модель компетенций выпускника» отражаются все документы, которые будут выданы выпускнику по окончании обучения.
ШАГ 4. Анализ соотнесения планируемой модели компетенций выпускника с квалификационными требованиями
Для проведения анализа необходимо для каждой компетенции из планируемой модели компетенций выпускника провести сопоставление требуемых работодателем компетенций с трудовыми функциями (квалификационными характеристиками), данными в профессиональных стандартах (квалификационных справочниках) (Приложение 2). При этом важно провести анализ заявленных работодателем компетенций, предложив ему провести расстановку компетенций и тех навыков, знаний и умений, которые должны быть освоены выпускниками, по значимости. Далее следует перейти к анализу трудовых функций (квалификационных характеристик) каждого отобранного профессионального стандарта (квалификационного справочника).
Из функциональной карты вида профессиональной деятельности (раздел 2 профессионального стандарта) необходимо выбрать трудовые функции, соответствующие заявленным работодателем компетенциям. Правильность выбора можно уточнить на основе сопоставления требований к знаниям и умениям, определенным профессиональным стандартом для каждой трудовой функции (раздел 3 профессионального стандарта), и сформулированных работодателем знаний и умений по заявленным компетенциям.
Формулировки требований работодателя, ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысловое содержание.
К каждой компетенции планируемой модели компетенций выпускника на основании реализуемой ОПОП СПО подбираются (Приложение 3): профессиональные компетенции из ОПОП; наименования соответствующих дисциплин, модулей, в рамках которых осваиваются компетенции; объём времени, отводимый на освоение компетенции (всего на дисциплину, модуль, в том числе на практические занятия и на практику); краткое содержание учебного материала, практического занятия, направленное на освоение востребованной работодателем компетенции (из тематического плана рабочих программ дисциплин, модулей).
По каждой выявленной дефицитной компетенции рабочая группа с приглашением преподавателей, реализующих ОПОП, готовит предложения по изменению/дополнению ОПОП СПО, достаточному для освоения всех дефицитных компетенций (Приложение 4).
При формировании предложений рекомендуется совместно с работодателем сделать выводы:
- о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);
- о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС и реализуемой ОПОП;
- о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС и реализуемой ОПОП вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;
- о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;
- о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения их перечня с учетом требований работодателя (например, в части компетенций по формированию организационной культуры) и т.д.
Обобщенные результаты обновления ОПОП, а также учебный план и календарный график, обязательно согласуются с представителем работодателя.
- формирование (внесение изменений) основных разделов ОПОП СПО (включая подготовку пояснительной записки к ОПОП СПО);
- корректировку (внесение изменений) в рабочие программы учебных дисциплин, профессиональных модулей;
- разработку рабочих программ к новым учебным дисциплинам, профессиональным модулям;
- разработку (корректировку) фондов оценочных средств (ФОС), включающих фонды оценочных средств по дисциплинам по профессиональным модулям, позволяющие оценить формирование компетенций, востребованных работодателем;
- разработку (корректировку) программы государственной итоговой аттестации;
- корректировку требований к ресурсному обеспечению, необходимому для реализации ОПОП СПО, включая кадровое, материально-техническое, учебно- методическое и информационное;
- создание организацией ОПК условий для реализации компонентов образовательной программы в форме практической подготовки обучающихся, а именно предоставление оборудования и технических средств обучения в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью обучающихся.
- с использованием ресурсов работодателя на территории работодателя;
- с использованием ресурсов (в том числе кадровых) работодателя на территории образовательной организации.
Для организации взаимодействия образовательной организации и предприятия ОПК необходимо разработать положение о сетевой форме реализации образовательной программы и утвердить сетевую образовательную программу.
При определении структурных элементов, которые будут реализовываться на территории работодателя, следует участь, что образовательная организация может организовать профессиональное обучение и на территории предприятия ОПК при наличии у работодателя соответствующей лицензии на образовательную деятельность, перевести обучающихся на индивидуальный учебный план и предложить предприятию провести профориентационную работу с обучающимися с последующим заключением строчного трудового договора по освоенной ими профессии.
Образовательная деятельность по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, осуществляется посредством взаимодействия между организациями в соответствии с договором о сетевой форме реализации образовательной программы.